Базовые эмоциональные потребности

У каждого из нас есть базовые эмоциональные потребности.
Если они принимаются и удовлетворяются в детстве, это одна история нашего развития и формирования жизненных сценариев.

А если наши базовые потребности игнорируются и обесцениваются родителями, то это уже будет совсем другая история.

Итак, наши базовые эмоциональные потребности:

  • принятие, забота и безопасность.
Каждому ребенку важно чувствовать себя любимым, значимым, ощущать себя в безопасности.

Если ребёнок в детстве чувствует, что он никому не нужен, не важен, что он какой-то не такой, то и во взрослой жизни ему будет трудно поверить в то, что его можно любить. Скорее всего, он будет считать, что он никогда не встретит свою любовь, что искренних чувств и отношений не существует.
Он будет выбирать в партнёры именно таких людей и такие отношения, где он будет не важен.

  • автономия, признание собственных достижений, способность реализовывать поставленные задачи и умение идти к цели.

Очень важно предоставлять ребёнку автономность, а также, показывать ему его собственные результаты и его достижения, не обесценивая, не осуждая и не критикуя его!
Это даст ему сил и уверенности, поможет ему двигаться вперёд и добиваться целей в дальнейшем.

  • потребность в реалистичных границах и самоконтроле.

Родителям важно научить детей знать их собственные границы. При этом, самим соблюдать и уважать границы детей.
А также, важно учить детей соблюдать и уважать границы других людей.

  • потребность в свободном выражении своих чувств и эмоций. А также, их принятие и признание другим человеком.

Например.
Ребёнок чего-то очень сильно испугался, а родитель его высмеял или оскорбил/пристыдил в этот момент.
Это - травма (!) для ребёнка.
И таким своим поведением, значимый человек, от которого зависит ребёнок, говорит, что он не имеет права на свои чувства.

Во взрослой жизни, скорее всего, такой человек будет держать свои чувства при себе, подавлять их, не будет их выражать. Никакие.
А со временем, он вообще перестанет их осознавать. Человек закроется.
И вся его жизненная энергия будет уходить на подавление и сдерживание чувств.
И тут, здравствуй, апатия, депрессия и т.д.

Такой человек будет ориентирован НЕ на свои потребности (потому что ему запретили иметь свои чувства, желания и потребности), а на потребности других людей. Он будет всё делать ради других, соответствовать их ожиданиям и желаниям, угождать им и т.д.
Таким человеком будут пользоваться другие люди.
А он не будет этого даже замечать

  • спонтанность и наслаждение, способность к игре.
Это больше про умение быть в "здесь и сейчас": умение наслаждаться моментом, осознавать и проживать свои чувства именно в моменте. Быть и не выходить из контакта с самим собой и с тем, что происходит по здесь и сейчас.

Если, со стороны взрослых было много контроля, ограничений, запретов, посланий "ты должен" и т.д., то во взрослой жизни человеку будет сложно замечать радости жизни, быть осознанным в моменте и полно проживать его, получая удовольствие.


Все мы родом их детства.
И, пожалуй, нет ни одного человека, чьи базовые потребности, хоть одна, не были бы нарушены.

Но сейчас мы - взрослые. Нам не по 2 и 5 лет. И каждый из нас в ответе за то, что происходит в нашей жизни сейчас. И выбор что-то изменить - есть всегда.
Когда у нас есть необходимые знания, у нас есть выбор, что со всем этим "добром" делать дальше. И это уже половина успеха на пути к изменениям.
Было бы желание что-то менять в своей жизни и в отношениях

Если нужна помощь, чтобы что-то понять глубже, обращайтесь.

Берегите себя и своих близких