Причины нарушения поведения у детей

4 основные причины серьезных нарушений поведения детей

Всем родителям рекомендую прочитать книгу Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?». Смело могу рекомендовать все ее книги, но сегодня короткие выжимки из этой.

Первая причина – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить – непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Незьзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Детям становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Взрослый сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.

Третья причина – желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: родители более внимательны ко второму ребенку, мать разошлась с отцом, ребенка отлучили от семьи (отвезли к бабушке, положили в больницу), родители постоянно ссорятся…

Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..»

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.

Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться» Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой».

Дети поступают так, потому что не знают, как сделать иначе. И поэтому, всякое серьезное нарушение поведения – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помоги мне!»

Может ли родитель помочь ему? Вполне. Но для этого нужно сначала разгадать, какая из 4 эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать.

Как это понять и как реагировать на подобное поведение ребенка, расскажу в следующем посте.

Берегите себя и своих близких