Типы привязанности.
В первые годы жизни, ребенок полностью зависит от своих родителей.
И физически, и эмоционально.
Если связь ребенка с родителем надёжна и крепка, то формируется надёжный тип привязанности.
Ребенок чувствует себя в безопасности и смело исследует этот мир.
Этот ребенок точно знает, что у него есть надёжный тыл, куда он может всегда вернуться, что бы с ним не происходило и какие бы ошибки он не совершил.
Тут "живёт" любовь, доверие и принятие. Родителям, себе и миру.
Если связь ребенка и родителя слаба, то формируется ненадежный тип привязанности.
Ребенок боится отойти от родителя, боится исследовать этот мир. Поскольку у него нет уверенности, что он сможет вернуться к маме, и что объект его привязанности будет на месте, будет его ждать.
Соответственно, люди с надёжным типом привязанности будут более социализированы, коммуникативны и успешны.
А люди с ненадежным типом привязанности будут неуверенны в себе, тревожны, недоверчивы к другим и к миру в целом. Будут "притягивать" к себе неприятности.
Типы привязанности:
- Надёжный тип привязанности.
Ненадежные типы привязанности:
- Тревожно-дизорганизованный
Наш тип привязанности формируется в раннем возрасте. И отношения с родителями влияют на всю нашу оставшуюся жизнь.
Если ребенок растет в любви и принятии, в полной безопасности, то он с лёгкостью социализируется в будущем, заводит друзей, познаёт этот мир. У него будет адекватная самооценка и принятие себя. Он будет оптимистичен.
В результате, у него будут хорошие друзья в школе, в колледже/институте, далее на работе. А также, гармоничные отношения с партнёром. Он будет уверен в себе, и весь мир для него будет открыт.
У детей с ненадежной привязанностью, как правило, складывается всё наоборот.
Они будут тревожны и неуверенны в себе. Они не смогут добиваться своих целей в силу недоверия себе и миру.
Такие дети/взрослые как бы разрываются между и между. Демонстрируют одно поведение (например, отказываются от чего-то), а на самом деле хотят совершенно другого, противоположное (хотят контакта, взаимодействия).
Это тревожно-амбивалентный (двойственный) тип привязанности.
Учёные также говорят о том, что то, о чём мы не можем сообщить (сказать) матери, мы не можем "сообщить" самим себе.
Т.е. людям с ненадежной привязанностью очень сложно понимать самих себя.
Они не знают кто они, не понимают, что они чувствуют. Они не знают о своих желаниях и потребностях, о том, что им действительно нужно.
Они распыляются на всё и на всех, т.к. это для них намного проще и безопаснее. Таким образом они избегают встречи со своей тревогой.
Человек с тревожно-избегающим типом привязанности во взрослом возрасте будет иметь трудности с налаживанием отношений. Близких отношений, скорее всего, он будет избегать. Его представления о себе также будут негативны.
Если ребенок в раннем детстве вынужден много времени находиться без мамы, например, в яслях, и видеть равнодушие (жестокость) со стороны взрослых, то ему становится страшно и очень тревожно. Он ищет безопасность, но не получает её.
Во взрослом возрасте такой человек, скорее всего, будет считать себя недостойным любви. И его представления о себе также будут негативны.
Это тревожно-дизорганизованный тип привязанности. Он будет проявлять всё вместе: избегание, тревогу, дистанцию.
Тип привязанности связан не с детскими травмами, а с типом воспитания.
Гиперопека, например, ведёт к избегающему типу привязанности.
Опыт, который мы получили в детстве, мы понесем во взрослую жизнь. В социальную жизнь и в отношения с нашими партнёрами.
P.S. Благодарю своих семейных клиентов за смелость шагнуть так глубоко в терапию... За желание изменить свою жизнь и качество отношений. За уважение, мудрость и чуткость к партнеру... И отдельное спасибо за ваше доверие